Клинические исследования для генерических препаратов

Сегодня в России локальные клинические исследования генериков (воспроизведенных лекарственных препаратов) для целей регистрации пользуются высоким спросом. ARS ежегодно проводит десятки биоэквивалентных исследований для своих Клиентов в специально оснащенных квалифицированных центрах первой фазы и сотрудничает с ведущими отечественными и зарубежными фармакокинетическими лабораториями.

Согласно законодательству, для подачи на регистрацию генерического лекарственного препарата в Минздрав РФ разработчик обязан предоставить результаты КИ БЭ или ТЭ, проведенных с участием российских центров. В качестве препарата сравнения (референтного лекарственного препарата) используют лекарственный препарат (ЛП), который впервые зарегистрирован в РФ, качество, эффективность и безопасность которого доказаны на основании результатов доклинических исследований ЛС и клинических исследований ЛП, проведенных в соответствии с требованиями ФЗ-61. Для ЛП (кроме биологических), разрешённых для медицинского применения в РФ более двадцати лет и в отношении которых невозможно проведение исследования их биоэквивалентности, КИ ТЭ также не проводится.

Исследования БЭ/ФК на здоровых добровольцах проводят для препаратов с экстравазальным, т.е. внесосудистым, введением (применяемых орально – таблетки, капсулы, пр.; ректально; накожно). При отсутствии референтного препарата на российском рынке для парентеральной и аэрозольной терапии проводят КИ ТЭ на пациентах. Более того, исследования на здоровых добровольцах не разрешены для некоторых видов психотропных, противоопухолевых и антиретровирусных препаратов, независимо от лекарственной формы и пути введения. КИ БЭ проводятся для фармацевтических препаратов с немедленным и пролонгированным высвобождением лекарственного вещества и для комбинированных препаратов (фиксированных комбинаций). Для препаратов с различными дозировками исследование БЭ проводится на максимальной дозе.

С 2016 г. вводится шесть лет маркетинговой эксклюзивности данных с момента регистрации референтного ЛП, при этом производители генериков не имеют права подать на регистрацию четыре года, а производители биоаналога – три года с момента регистрации референтного ЛП.

С 2016 г. при соблюдении условий статьи 18 для воспроизведенных ЛП в виде водных растворов для парентерального введения / местного применения / для перорального применения / в качестве спреев и пр. отменено обязательное требование о предоставлении собственных данных по клиническим исследованиям терапевтической эквивалентности (ТЭ) на пациентах для целей регистрации препаратов в РФ. Также не требуются более данные локальных КИ для регистрации орфанных ЛП в РФ.

Ратификация в январе 2016 г. РФ Соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза также дает дополнительные возможности по оптимизации стратегий регистрации генериков, например, применение биовейвера, основанного на биофармацевтической системе классификации, пр.

Касательно биоаналогов, российские регуляторные инстанции стремятся следовать европейским нормам; объем клинических исследований в РФ для регистрационных целей зависит от конкретного продукта и отличен для «биосимиляров» и «биобеттеров».

Команда ARS прилагает максимальные усилия с целью предоставить высококачественную поддержку своим Клиентам при выводе генерических и биоподобных препаратов на российский рынок, включая организацию и проведение локальных клинических исследований. ARS готова разработать документы исследования, оказать регуляторное сопровождение, отобрать исследовательские центры и ФК лаборатории, обеспечить эффективный проектный менеджмент, клинический мониторинг и логистику, подготовить отчет по КИ, пр.

Clinical Studies for Generic Drugs

Today local clinical studies of generics for marketing authorization purposes are highly demanded in Russia. ARS conducts annually tens of bioequivalence (BE) studies for its Clients at the specially equipped and qualified Phase I Units and collaborates with the leading PK laboratories in the country and abroad.

According to the current legislation, to apply for a generic drug registration to the Ministry of Health in Russia, a developer should submit results from own BE or TE (therapeutic equivalence) clinical study performed at the Russian sites. In a BE study, a reference product must be one for the first time launched to the Russian market and quality, efficacy, and safety of which were proven by preclinical and clinical research conducted in accordance with FZ-61. Drugs (not biologics), which are more than 20 years in medical use in Russia and not subject to BE research, are not to be investigated in TE study as well.

BE (= PK equivalence) studies in healthy volunteers are performed for drugs with extravascular administration (used orally - tablets, capsules, etc.; through rectal introduction; skin application). For parenteral and aerosol therapies, if no reference product in the Russian market, TE studies in patients are conducted. Furthermore, trials in healthy volunteers are not allowed for some psychotropic, anticancer, and HIV drugs regardless of a drug formulation and route of introduction. BE studies are executed for pharmaceuticals with immediate and retard release and combination drugs (FDCs). For drugs with different dosages a BE trial on a maximum dosage is performed.

Since 2016, a six-year marketing exclusivity has been set in Russia; herewith a reference drug has four years and a reference biologic - three years of data exclusivity.

Since 2016, if you fulfill the terms of article 18, it is not obligatory for generics in the form of aqueous solutions for parenteral / topical / oral application / sprays, and others to provide own data from TE studies in patients for marketing authorization purposes in Russia. In addition, there is no need any more to submit local clinical data to register orphan drugs in the country.

Ratification of the Treaty on common principles and rules of circulation of medicines in the Eurasian Economic Union (EEU) by the Russian Federation in January 2016  provides additional opportunities for optimizing generics’ registration strategies in the region, for instance, bio-waivers based on biopharmaceutics classification system, others.

As per analogues of biologics, the Russian authorities tend to follow the European standards; the scope of clinical research in Russia for registration purposes depends on a certain product and is different for biosimilars and biobetters. 

ARS team does its best to provide all kinds of high-quality support to its Clients bringing their generic products to the Russian market, including local clinical studies’ organization and conduct. ARS is ready to help with study documents design, regulatory support, site and PK lab selection, project management, clinical monitoring, logistics, study report preparation, others.